КОВКА
КОВКА - распространенный способ художественной обработки металла. Практически ковка применяется для обработки многих металлов, но чаще всего этот термин связан с кузнечным ремеслом, с обработкой железа. Потому, что железо менее других металлов поддается холодной обработке и для получения нужной формы или какого-либо изображения на поверхности железа его необходимо разогревать до температуры свыше 1000 °С.
С ковкой тесно смыкаются приемы гнутья и просечки, которые могут выполняться и по холодному металлу, если это тонкие прутки, полосы металла или листовое железо. Уже во времена Киевской Руси городские кузнецы искусно ковали из железа и стали предметы быта, сельскохозяйственные орудия, инструменты ремесленников, оружие и доспехи, конскую сбрую. Все эти виды изделий предназначались для практического использования, а поэтому они делались добротно, хорошо отвечали своим функциям.
Не часто можно отметить в них элементы художественного решения, но уровень технического исполнения для своего времени был высок. На этой основе вырабатывалось виртуозное мастерство как предпосылка художественного ремесла. Оно постоянно проявлялось в оригинальных формах и конструкциях замков, в искусном плетении кольчуг, в красиво откованных из одного куска железа боевых шлемах. Вместе с тем детали предметов обрабатывались так, что ряды заклепок в местах соединения металла составляли своеобразный орнаментальный ритм, а форма вещи ассоциировалась со скульптурно решенным объемом.
В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в русском искусстве XVII-XVIII столетий. Этому способствовало достаточное количество металла, специализация в области художественного ремесла и большой опыт, накопленный мастерами. Значительная часть кованных из железа работ предназначалась для включения их в архитектуру. Оконные проемы закрывались ажурными решетками ("от лихих людей"). От пожаров делались даже сплошные железные ставни и двери. Богато оформленные железные двери украшали каменные храмы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесла. Да и сами двери зачастую соединяли несколько видов декоративного оформления. Кованые и просечные полосы, розетки, сложные по силуэту накладки чередовались с росписью по железу, с литыми ручками и декоративными заклепками.
В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. В Петербурге с ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке. Если для литья рисунок и разработку всей декорации давал архитектор, то ковка всегда рассчитывалась на творческое варьирование и доработку деталей кузнецом.
|
|